Особенности эксплуатации систем кислородного питания и высотного снаряжения экипажей
Состоянию систем кислородного питания и высотного снаряжения экипажа и пассажиров в процессе эксплуатации должно уделяться особое внимание, поскольку от этого зависит не только выполнение полета, но и жизнь людей.
Прежде всего необходимо во всех случаях следить, чтобы на элементы кислородной системы и вблизи источников возможных утечек кислорода (клапаны, штуцеры, регуляторы давлений и т. д.) не попадали масло и вазелин. Нарушение этого требования в ряде случаев приводило к появлению взрывов, пожаров. Следует контролировать, чтобы в местах сочленений кислородных приборов и трубопроводов отсутствовали утечки кислорода. О наличии утечек можно судить по показаниям манометров в замкнутой системе кислородных приборов и трубопроводов после их отключения при помощи вентилей от источников кислорода.
Технический состав, производящий работы с кислородным оборудованием, должен иметь чистую (без масляных пятен) одежду и использовать специальный хромированный инструмент.
Чтобы исключить возможность попадания посторонних газообразных п механических примесей в кислородную систему, нельзя допускать полного падения давления в кислородных баллонах. Для обеспечения нормальной работы кислородного прибора минимальное давление кислорода в баллоне должно быть в 2—2,5 раза больше установочного давления редуктора прибора.
Если по какой-либо причине давление в кислородных баллонах уменьшается до атмосферного, то баллоны должны быть сняты с летательного аппарата, два-три раза продуты чистым кислородом, заряжены кислородом до номинального давления и снова установлены на летательный аппарат. Кислородные емкости при наличии в них воды, окалины, коррозии и других посторонних примесей к эксплуатации не допускаются.
В практике встречались случаи, когда баллоны системы жизнеобеспечения заполнялись не медицинским, а техническим кислородом, который предназначается для системы подпитки авиадвигателей при их запуске. Для исключения таких случаев бортовые кислородные системы любого назначения заряжаются медицинским кислородом.
Зарядка бортовых систем газообразным кислородом производится с помощью автомобильных кислородно-зарядных станций (АКЗС) до полного рабочего давления. Лишь в исключительных случаях при отсутствии АКЗС можно использовать для зарядки медицинский кислород, хранящийся в транспортных кислородных баллонах.
При обращении с жидким кислородом следует быть очень осторожным с тем, чтобы капли его не попали на кожу человека. Пары кислорода, появляющиеся при заправке системы кислородом, длительное время сохраняются в волосах, в шерстяной одежде. При этом пламя спички, тлеющий огонь папиросы, электрическая искра могут вызвать воспламенение одежды и тяжелые ожоги тела. Поэтому после участия в заправке систем кислородом необходимо тщательно проветривать свою одежду и некоторое время остерегаться близости огня. В процессе предполетной подготовки следует проверить по манометру давление кислорода в баллонах, герметичность кислородной системы, работу кислородного прибора при избыточном давлении и без него, крепление объединенного разъема кислородной системы.
Для создания избыточного давления кислорода в маске на земле рукоятка автомата подсоса ставится в положение «100% 02», чем выключается подсос воздуха из атмосферы. Укрепив на лице маску, следует плавным поворотом специального маховичка создать в системе избыточное давление 300 мм вод. ст., наблюдая за показаниями манометра М-1000.
О правильной работе кислородной системы при отсутствии избыточного давления можно судить по поведению прибора-инди — 11* 115
катора кислорода и по величине сопротивления вдоху и выдоху. На мембрану индикатора кислорода воздействуют давления и разрежения, появляющиеся под мембраной кислородного прибора при дыхании. Это вызывает периодическое открытие и закрытие двух шторок кислородного индикатора, установленного на приборной доске члена экипажа. Если кислородная магистраль между кислородным прибором и маской негерметична (или негерметична сама маска), то шторки индикатора будут открыты, показывая непрерывный расход кислорода.
В процессе предварительной подготовки система кислородного оборудования проверяется специальной переносной установкой КУ-6 или КУ-8.
В полете члены экипажа должны быть очень внимательны к состоянию кислородного оборудования. Следует помнить, что человек может не ощутить начальных признаков кислородного голодания, являющегося следствием неполного прилегания маски, негер- метичности кислородного шланга. В результате развития кислородного голодания наступает внезапное обморочное состояние. Если в полете возникают затруднения дыхания или плохое самочувствие, то необходимо включить аварийную подачу кислорода с помощью специальной рукоятки на кислородном приборе. В этом случае кислород в маску будет поступать непрерывным потоком.